воскресенье, 7 сентября 2014 г.

Целительная абракадабра, или Звезды состоят из любви

"Абра-кадабра" - от арамейского
"Пока я говорю, я создаю"

Потихоньку погружаюсь в тему рассказывания и сочинения сказок детям. Не чтения, а именно рассказывания - это совсем другой мир. Голосом, правильно проговоренными словами, мы открываем ребенку дверь в духовный мир. Наш язык, наше воображение и наше здоровье - это все взаимосвязано. И если мы, взрослые, можем лечить себя, работая со своими мыслями, словами и образами, изучая и меняя сознание, то логично предположить, что детям мы можем помочь пройти похожий путь при помощи сказки. Сказка - это же не просто развлекающая история: она не только учит, но может и стать нашим домашним лекарством. Причем помогает сказка не только тому, кому ее рассказывают, но и тому, кто рассказывает: это целебное проявление любви.


В книге Нэнси Мэллон о том, как рассказывать детям сказки (Nancy Mellon, Storytelling with Children) есть глава "Сказки в болезни". Записываю себе (в своем, иногда вольном, переводе), и заодно делюсь:


"Когда дети болеют и им приходится отказаться от обычных радостей, успокоиться и отлеживаться, набираясь сил, сказка из уст любящего взрослого может оказаться воротами, пропускающими целебный свет. В это время дети находятся в чрезвычайно творческом состоянии, и им надо, чтобы вокруг были взрослые - спокойные, уверенные, и также способные из этого спокойного и уверенного состояния творить. Потому, что на детей в болезни настроение взрослых особенно влияет. Сказка, рассказанная в это время, может помочь и родителю, и ребенку.

Одна мама рассказывала своей дочери, проходящей через многочасовую лихорадку, сказку о пауке. Дочь настаивала на том, чтобы сказка продолжалась; даже когда она забывалась и начинала дремать, она хотела слушать мамину сказку, напевки и песни о паучьих приключениях дальше. Мама сама не знала, откуда пришел этот образ. В этой сказке мама-паучиха заботилась о своем малыше. Деревья, сверчки и другие создания пели им песни. Ветер бывал ласковым и дружелюбным, а бывал сильным, и тогда раздувал паутину, и маме-паучихе приходилось начинать прячь свою паутину с самого начала. Целительная сила этой выдуманной истории и нежной паучьей мудрости продолжала работать много часов, и поддерживала маму и ее дочь, пока температура не стала, наконец, снижаться. Мама была поражена тем, как история сама лилась через нее, и каким удивительно красивым стал ее голос, когда она через сказку полностью отдала себя ребенку.


Другая мама нашла способ помочь выздороветь своему пятилетнему малышу, став его личной сказочницей. Пять лет жизни с его астмой, унаследованной с обеих сторон семьи, вконец вымотали ее. Ревностные друзья еще больше выматывали ее своими идеями о том, что могло бы помочь. Убежденная в том, что она должна защитить своего сына, эта мама с облегчением и радостью обнаружила, что она может сама создать "сказочное лекарство". С небольшим ободрением со стороны, мама начала доверять своему воображению, даже во время сильных приступов астмы сына. Однажды ранним весенним утром, после нескольких бессонных ночей, когда она уже была готова снова отвезти ребенка в больницу, ее муж предложил: "Может быть, время рассказать сказку?". Измученная мать посмотрела на своего мужа и сделала глубокий вдох. Когда закончилась первая сказка, дыхание мальчика изменилось; вскоре после этого, он смог заснуть. До этого открытия, бессонная ночь за бессонной ночью, она и ее муж отвлекали сына чтением книг. Позже, она сказала: "По моему опыту, чтение книг не исцеляет, в нем недостаточно проживания настоящего момента. Каждый кризис - очень насыщенное переживание настоящего, охватывающее целую вселенную Джона".

Волшебными помощниками в сказках этой семьи стали драконы - потому, что их дыхание извергается мощным потоком, в противоположность одышке, так изводящей астматиков:
Однажды начался такой пожар, что привлек внимание всех драконов королевства. Король-дракон наказал своему маленькому сыну остаться дома в безопасности, но малыш не послушался и последовал за отцом. Когда все драконы собрались вместе, он сумел остаться незаметным, но видеть и слышать все.
Сказка продолжалась дальше из того особого вдохновения, которое обнаруживают родители под давлением обстоятельств.


Мама решила остаться восприимчивой к любым удивительным и запутанным образам, возникающим по мере того, как сказка развивалась. Их сын увидел однажды во сне странную алхимическую сказку о стеклянном тюльпане, хранящем свой огонь, пока великаны несли его в ночи, и начал рисовать огненное дыхание. Он наполнил дом десятками рисунков, "очистился" от приступов и стал хорошо спать.

Другая серия сказок, которая хорошо послужила этой семье, была о мальчике, любящем собак, но страдающем аллергией на собачью шерсть, и псе по имени Ричард Робертсон, у которого было множество друзей-животных. Сказки эти часто казались чередой необычных и непонятных происшествий. Мама сказала: "Я чувствую, что самое важное, в том, что я делаю, рассказывая эти сказки, и в том, что он рисует после них - это психическая защита пространства. Аллергия притягивает самые разные силы. Я обращаюсь к высшему Духу. Я рассказываю сказку и беспрестанно молюсь одновременно".

Эта мама верит, что ее сын выжил в свои ранние годы при помощи сказок, которые они ткали вместе, а также рисунков, которые он делал ночью и днем, изливая, завершая и пропуская их через тело. Так же, как и мама, боровшаяся с астмой своего ребенка, вы можете создать сказку о драконе, который может извергать сияющие краски, музыку, цветы или жемчужины.



Папа маленькой девочки, страдающей лейкемией, падал в обморок во время ее болезненных медицинских анализов. Со временем он и его жена узнали, как они могут участвовать в исцелении своей дочери, став замечательными рассказчиками. Побочные эффекты химиотерапии обострили все чувства ребенка, так, что прикосновение простынь к ее коже или еда во рту иногда становились  мучением. Сказки помогли ей расслабиться и избавиться от боли. Однажды вечером, в полном отчаянии, потому что привычное чтение книг ей заснуть никак не помогало, папа выключил свет и начал рассказывать сказку. Через несколько минут в темноте, в его мягком голосе вокруг нее, она заснула. Он начал с тех сказок, которые помнил: "Златовласка", "Три медведя", "Красная шапочка", "Три поросенка", а потом он устал повторять каждый вечер одно и то же и начала импровизировать.

Вскоре они начали сочинять свои собственные сказки."Это было чудесным приключением. Мы начинали в каком-то месте, которое хорошо знали оба - например, деревенский домик, в котором мы отдыхали летом. Я мог описать это место - как оно выглядело, звучало и пахло теплым летним днем. Там могло приключиться, что угодно. Мы представляли, что она доставала из кармана звезду, крепко держала ее в руках и загадывала желание. Пегас мог взять Элизабет покататься на радуге вокруг озера. Она сама постоянно превращалась - в русалку, в дельфина, в любое животное, которое хотела." После трех лет химиотерапии ее здоровье улучшилось и она все яростнее сопротивлялась лечебным процедурам. Тем не менее, она и дальше могла расслабляться, слушая сказки, хотя иногда процесс исцеления был очень болезненным. Отец, все еще скромный и не уверенный в своих способностях рассказчика, спрашивал, собирался с духом и говорил: "Я расскажу тебе сказку". "Хорошо, давай", - отвечала девочка. Она кричала, пока медсестра делала пункцию костного мозга, а потом решительно говорила: "Давай, рассказывай до конца!" В конце концов, ее здоровье вернулось.



Набор разноцветных кусков ткани может помочь вам создавать сказки. Их можно разложить на постели, на теплом ковре в комнате ребенка или в другой части дома, где они могут спокойно оставаться. Вы, вместе с воображением вашего ребенка, можете превратить ткань в пещеры, горы, долины, ненавязчиво стимулирую жизненные силы цветным потоком красок и картин. Простые средства изображения большой реальности позволяют детям играть на свой лад. Раскрашенные куклы и игрушки не оставляют особого места для деятельности души самого ребенка, и поэтому не стимулируют целебное воображение. Камень может стать фермерским домом; почтовая марка - почтальоном; подушка - тяжелым облаком; перышко - ангелом. Дети могут спокойно играть в течение долгого времени в творческом пространстве, мягко окружающем и удерживающем их, среди мягких цветов - будто в целительном сне. Позвольте им создать свою собственную сказку, и естественным образом возникнут образы растений, животных, духов земли и ангелов, помогая детям исцеляться и расти.

Во время экстренных медицинских случаев, аудио- и видеозаписи членов семьи, читающих сказки, могут иногда стать подарком. Обычно электронные средства связи удаляют ребенка от нас, даже если несут правильную речь и хорошие сказки. Но когда мой старший брат был очень серьезно болен, его жена предложила ему записать сказки для внуков, живущих в сотнях километров от них. Сначала она выбрала сказку "Вельветовый кролик" Марджори Уильямс - деликатную историю о потере и смерти для маленьких детей. Когда запись его голоса, вместе с книгой, пришли по почте, мой племянник и его жена усадили своих двух малышей, - они еще не могли читать, - и показали им, когда переворачивать страницы книги, чтобы увязать картинки со словами, теплота связывала все три поколения. Та любовь, которую мой брат смог выразить, пока читал и записывал сказку для них, стала важной частью его выздоровления."


У Нэнси Мэллон есть и книги, вышедшие в русском издании:

- "Живые сказки. Искусство воображения"


- "Красноречие тела. Сила мифов и историй, пробуждающая энергии организма"


Еще мне попались удивительные сказки Эльфики:

- про и для "особых" детей и их родителей;

- про эпилепсию.

Из сказки Эльфики "Колечко-кольцо":
"И когда любви становится слишком мало, на помощь приходят звезды. Они посылают нам частичку себя, чистые души, чтобы они немножечко пожили на Земле и улучшили наш мир. Это и есть «звездные дети». ... Они и так много делают для нас. Слишком много! Рядом с ними и мы чистимся, становимся мудрее, добрее, светлее. Заново учимся любить! И еще – слышать Голос Вселенной."
Возможно, эти ресурсы кого-то вдохновят и кому-то помогут. Счастья, любви, радости и целительных сказок вам и вашим детям !

6 комментариев:

  1. Ух-ты! Спасибо за статью, Алина!
    Удивительный синхронизм!
    Мы недавно делали семинар про сказки!
    Кроме того, я начала активно прорабатывать тему рассказывания сказок - вот сегодня книга Мэллон в сумке, и на всех остановках, во время ожидания дочери на танцах - сижу, читаю, выписываю!
    Здорово, видимо в ноосфере сказочный циклон!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, что-то витает в воздухе - у тебя в осеннем, у меня в весеннем )

    ОтветитьУдалить
  3. Алина, ты подчеркиваешь про рассказывание сказок, а не чтение.
    Уже давно интересуюсь темой, и делала с нашим вальдофрским центром совместный семинар - про рассказывание сказок.
    Поэтому очень интересен твой опыт!
    Как ты докатилась до такой жизни? В чем ты видишь разницу между чтением и рассказыванием?

    ОтветитьУдалить
  4. Оля, да так же через вальдорфскую педагогику и докатилась ... Читали-то мы всегда много, а рассказывать я только начинаю. На семинар один сходила. Меня потрясают те учителя этой системы, которых я тут встречаю. Слушаю их и думаю: я бы хотела выучить английский от этого человека, например. Да неважно, что выучить на самом деле. Хоть вязать.
    Я только в начале пути, и мне пока сложно сказать о своих ощущениях - чем они отличаются при чтении и при рассказывании-сочинении. Пока думаю, что это сродни медитации, когда подключаешься к каким-то пластам, тебе лично не принадлежащим, но без этого - словно не в полноте своей находишься.
    И самое главное открытие пока: я все время говорила, что не умею рассказывать сказки, а те более сочинять. Ну, то есть на Колобка и Курочку-Рябу меня хватает, а дальше - нет. Пока не залезла в свои старые файлы и не нашла сказку, которую писала для Альфреда 4 года назад после семинара по сказкотерапии в "Комарике". И не подумала о том, что мы постоянно рассказываем: говоря с кем-то по телефону о событиях дня, например. Так что отмазка "не умею" у меня больше не проходит.

    ОтветитьУдалить
  5. Алина, спасибо за статью и ссылки. Очень актуален вопрос нетрадиционных методов работы с болезнями.

    ОтветитьУдалить