воскресенье, 17 апреля 2016 г.

Метод Анат Баниэль: "Движение - язык мозга"

О методе Анат Баниэль (Anat Baniel Method, ABM, NeuroMovement) я услышала какое-то время назад. Еще раньше я узнала, что танцорам танго в Европе иногда преподают Фельденкрайз. И еще раньше, в первый альфредов год, я познакомилась с принципами нейропластичности благодаря книге Нормана Дойджа "Пластичность мозга" (Norman Doidge, The Brain That Changes Itself). О том, что все это сольется для меня в одну смысловую линию, конечно, же, узнала я только несколько месяцев назад.

Анат Баниэль - ученица Моше Фельденкрайза, основоположника системы развития человеческого потенциала, основанной на самосознании и понимании себя в процессе работы над движением тела. "Фельденкрайз работал с людьми с разными потребностями от младенцев с церебральным параличом до ведущих музыкантов, помогая им усовершенствовать мастерство посредством движения и понимания своего тела." Если вы каким-то образом знакомы с методом "соматика" Томаса Ханны, то он, как и Анат Баниэль, вышел из школы Фельденкрайза.

Анат Баниэль и Моше Фельденкрайз
фото с сайта www.anatbanielmethod.com

Недавно я посмотрела двухчасовой семинар Анат о работе с детьми с расстройствами аутичного спектра (РАС), и мне захотелось кое-что записать и поделиться. До конца апреля этот семинар можно посмотреть бесплатно на английском языке, зарегистировавшись здесь. Как обычно, то, что относится к работе с аутизмом и РАС - относится к улучшению функции головного мозга, поэтому применимо к множеству состояний, в том числе и даже особенно к ДЦП: множество примеров на этом семинаре были именно с детьми с ДЦП.

Ниже - мои записи с этого видео-семинара:


Традиционно, РАС определяют как нарушение, затрагивающее сферы языка, общения и поведения. Анат же утверждает, что прежде всего речь идет о нейромоторном нарушении: именно в движении отражается, насколько хорошо работает мозг, и все дети "спектра" имеют те или иные моторные сложности, что чаще всего списывается на "неуклюжесть". Но ведь нельзя отделить тело от ума и мысли, и именно движение - дверь для изменений, благодаря способности мозга меняться. Движение - язык мозга. (При этом движение Анат понимает широко - это и физическое движение, и движение эмоций, и движение мысли, - об этом она пишет в своих книгах).

Каким же образом мы можем повлиять на мозг так, чтобы добиться изменений в положительную сторону ? Мозг - это информационная система,  ему нужна информация. Задача мозга, говорит Анат, "навести порядок там, где есть беспорядок и найти смысл в бессмыслице". Как же предоставить мозгу нужную информацию ?

Обычно говорят: "повторенье - мать ученья". Много-много раз мы создаем стимуляцию, в итоге мозг чему-то учится. По мнению Анат, это ложное пониимание. Стимуляция - не информация, это необходимое условие обучения. Мозг же учится тому, что он испытывает. Если в попытке научить ребенка говорить мы стимулируем нервные окончания его ротовой полости, делая массаж щеткой, а ребенок сжимается при этом от напряжения, то его мозг научится сопровождать открытие рта сжатием во всем теле, какой тут можно добиться речи ?

Информация же - это когда мы видим различие. Например, детям с РАС сложно различать оттенки эмоций. Следовательно, их нужно научить лучше видеть отличия. Если мы не видим отличия между какими-то вещами, то для нас не существует и никакой разницы, мы не способны воспринимать информацию. (Как, например, носителям японского языка тяжело услышать разницу между звуками [л] и [р]). Так что очень часто случается так, что наши дети вообще не понимают, о чем мы говорим: у них с раннего возраста проблемы с дифференциацией того, что мы находим явным. Из-за этого их мозгу тяжело делать свою работу: ему не поступает информации, с которой он мог бы работать.

Вот здесь в качестве примера - видео, в котором Анат учит 5-летнего мальчика различать сухое и мокрое: мальчик писал в подгузник, и Анат пришло в голову проверить, знает ли он разницу между "сухо" и "мокро" при помощи сухого и мокрого полотенец. Оказалось, что он ощущал разницу в верхней части тела, но не в нижней. Анат начала работать с лицом, близко ко рту - там больше нервных окончаний, легче заметить разницу. Как только мальчик смог хорошо различить сухое и мокрое, этот опыт можно было перенести на другие части тела.


Отсюда - одно из главных правил в работе с "особыми" детьми: мы начинаем оттуда, где ребенок видит разницу. Именно неспособностью "видеть разницу" Анат объясняет черзвычайную привязанность детей с РАС к каким-то вещам и распорядкам: они привязаны к тому, что видят и понимают, они стремятся создать какую-то стабильность в хаосе. И окно для работы с детьми открывается с вопроса: "что он чувствует ? что он видит ?". 

Таким детям сложно ощутить сенсо-моторную разницу. Ощущения не рождаются без движения. Но когда разница замечается, мозг мгновенно создает новые связи, которые открывают возможности для интегрирования новых паттернов. При этом, мы можем оказать влияние на процесс дифференциации, но у нас нет никакого контроля на процесс интеграции. Мы не знаем, какой именно урок выучит мозг, это происходит спонтанно, мы может только увеличить вероятность исхода в каком-то контексте. 

Когда мы запечатываем ногу ребенка в ортопедический аппарат [о Боже, я помню и свой первый поход на протезный завод в Алматы, и первые розовые ортопедические ботинки Альфреда - в них он на фотографиях с нашей свадьбы ...], мы исключаем процесс дифференциации, мы словно махнули рукой на мозг и отказались с ним работать. Аналог ортопедического аппарата для РАС - использование подсказок: мы ограничиваем варианты реагирования ребенка и словно говорим, что мы совсем не верим в то, что мозг может делать свою работу и хоть в чем-то разобраться.

Еще одна важнейшая вещь при работе с особыми детьми - перейти от идеи "вылечить" к идее "установить связь": мы не можем исправить другого человека, мы только можем создать условия, при которых ребенок откроет для себя, что дважды два - это четыре. Не можем мы "интегрировать" за ребенка, выучить его урок. Все, что мы можем - обеспечить богатство и разнообразие опыта, увеличивая вероятность того, что урок будет выучен.

Кроме того, человеческий мозг растет и развивается в сообществе других мозгов, и именно связь, контакт делают возможным для детей пользоваться предоставленной им информацией.


Далее в семинаре Анат дает краткий обзор своих "Девяти принципов жизненной силы" применительно к детям с РАС. Эти девять принципов она еще называет "рецептом любящего мозга". Книга "Девять принципов .." написана о взрослых, а следующая книга Анат Баниэль, "Дети без границ: метод Анат Баниэль для пробуждения мозга и изменения жизни вашего ребенка с особыми потребностями" (Anat Baniel, Kids Beyond Limits: The Anat Baniel Method for Awakening the Brain and Transforming the Life of Your Child With Special Needs) посвящена именно детям с особыми потребностями. Она не была издана на русском языке, но некоторые главы можно найти в русском переводе здесь. Это блог мамы, чей ребенок занимается по методике Анат Баниэль, там же другая информация об этом методе и практиках.

Еще, в апреле вышла первая часть статьи Анат Баниэль "Новое понимание и надежда для детей с расстройствами аутичного спектра, основанное на научных знаниях о мозге и движении" на сайте Huffington Post (Anat Baniel, New Understanding and Hope for Children on the Autism Spectrum: Based in Brain and Movement Sciences). В статье она говорит о трех шагах для того, чтобы помочь вашему ребенку:
========================================================================
Шаг 1. Перестаньте пытаться "вылечить" ребенка и заставить его делать то, чего он не может. (Если бы он мог, он бы сделал. Повторение одних и тех же действий лишает мозг новой информации)

Шаг 2. Пытайтесь установить связь с ребенком вместо того, чтобы его "вылечить". (Здесь она возвращается к истории о дифференциации и видео с мальчиком, который не различал сухое-мокрое. "Пока разница не очевидна, мир - как суп: не имеет смысла")

Шаг 3. Усиливайте разницу. Не полагайте, что ваш ребенок видит, чувствует и слышит то, что видите, чувствуете и слышите вы. (Когда у ребенка что-то не получается, всегда предполагайте, что он не видит простую и очевидную для вас разницу)
========================================================================

Если вы читаете по-английски, то вот раздел сайта Анат Баниэль, посвященный детям с особыми потребностями. Там  же можно приобрести диск о работе с "особыми" детьми, я подумываю это сделать (если соберетесь и не знаете, как получить скидку на него - напишите мне, я помогу разобраться). К сожалению, в Новой Зеландии практиков АБМ я пока не нашла, но у нас есть специалисты метода Фельденкрайза, которые знают, о чем речь. Мы встречаемся с одним через неделю - опять, к сожалению, не в нашем городе, то есть мы не сможем делать это регулярно. Пока я изучаю книгу "Дети без границ", там много сильных и вдохновляющих посланий. В целом, меня этот подход, - использование идеи нейропластичности мозга и подача информации через движение, - очень подкупает, так что наверняка это не последний мой пост о методе Анат Баниэль.

фото с сайта www.anatbanielmethod.com

У меня дома есть нейротипичный малыш первого года жизни, и это - замечательная возможность наблюдать, как все эти принципы работают в действии: прежде, чем он впервые похлопал в ладошки, я увидела сотню попыток, когда это не вышло (и еще тысячу он сделал не на моих глазах) - и каждый раз в его мозг поступала обратная связь, но он не мог увидеть разницу. Как только похлопать получилось, в его голове образовалось огромное количество новых связей: он понял, с какой силой и в каком направлении ему нужно сложить ладошки, и начал пробовать это в разных вариантах.

Как только он смог сделать первый шаг, он стал делать это снова и снова, его мозг получал огромную новую информацию о вертикальном положении, о том, что так можно эффективно передвигаться, - на следующий день шагов было уже двенадцать подряд. Интересно, что в последующие дни он делал в среднем шага 3-4  подряд, так что очевидно, что после "первого раза" в мозгу происходит какой-то взрыв, который потом "устаканивается" - далеко не все связи, образованные в тот момент, останутся, и только некоторые "дорожки" останутся "протоптанными". Но это дает огромные возможности дальнейшего развития. Поэтому первый год жизни - это для меня всегда такое чудо, которое совершается каждый день на моих глазах: совершенно беспомощное существо становится само-стоятельным и даже само-ходительным, и это отражает огромный путь, который проходит за это время малышковый мозг. Можно, конечно, возразить, что младенец кобылы или жирафа проходит этот путь за несколько часов. Но чудо человеческого мозга заключается в том, что относительно медленное созревание дает возможность достичь более высокого уровня в будущем и обеспечить ту вариативность и приспособляемость, которой пользуется каждая культура, каждое племя и каждое время.

К слову, последняя книга Нормана Дойджа о нейропластичности (Norman Doidge, The Brain's Way of Healing : Stories of Remarkable Recoveries and Discoveries) - в моем списке желаний на сайте, где я обычно покупаю книги. Если вдруг вам захотелось сделать мне приятно и что-то из этого списка прислать - вот способ )

Всем нам долгих лет пластичности мозга и хорошей связи со своими детьми !

3 комментария:

  1. Спасибо большое, очень полезная и нужная для нас информация!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за ваш отзыв и перевод. Языком не владею, о чем искренне жаль.Увидела передачу с Иваном Порфирьевым, где он говорил о методе АВМ. Поиски в нете привели на вашу страничку. Будем разбираться, очень важная методика.С уважением, Елена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, не знаю, увидите ли вы мой ответ - но вы нашли больше информации про этот метод ? Если нет, напишите, где вы, и я попробую вас связать с кем-то поблизости. Алина

      Удалить